Общеизвестно, что для полноценного физического и психического развития новорожденного ребенка ему необходимы систематические физические нагрузки, в том числе массаж, гимнастика и плавание.

В таком способе развития малышей как грудничковое плавание есть особенность: главной задачей является не научить ребенка плавать самостоятельно, а укрепить их здоровье, стимулировать развитие и конечно закаливание. 

Занятия во взрослой ванне можно начинать с момента заживления так называемой «пупочной ранки», примерно на 10-15 день жизни. Приучая малыша с первых дней к «большой» воде, мы помогаем ему быстрее и без лишних проблем адаптироваться к занятиям. Чем меньше малыш, тем быстрее и проще научить его плавать и нырять. Как известно, у всех новорожденных существует врожденный рефлекс задержки дыхания. Он сохраняется в среднем до 3х-4х-месячного возраста, и если его не развивать, то со временем он угасает. Поэтому очень важно начинать занятия как можно раньше.

На практике многие родители боятся, что малыш слишком мал и беззащитен и отодвигают начало занятий на более поздний срок. Конечно, приобщать малыша к воде можно в любом возрасте, однако, чем старше становится ребенок, тем сложнее начинать занятия и научить его плавать.

В аква-центре «Морские звездочки» созданы все необходимые условия для занятий плавания детьми с 1 месяца жизни:

  • Занятия по плаванию с грудничками проходят в малой ванне со специально подготовленной водой для каждого ребенка.
  • У входа в бассейн есть парковка для колясок, в раздевалках пеленальные столы, игрушки, шкафчики для одежды, фены и прочее.

Время для занятий каждая мама выбирает самостоятельно, исходя из расписания занятий. Каждое занятие длится 30 минут. Ребёнок не должен быть голодным или перекормленным (следует выдерживать перерыв после кормления 1 час до занятий), уставшим или перевозбужденным.  

Важным составляющим успеха занятий для детей грудного возраста является настроение мамы или других людей, находящимися рядом. Сопровождающим юного пловца необходимо быть настроенными доброжелательно и искренне верить, что предстоящее занятие несет только пользу и здоровье! Следует избегать повышенных голосов, тревожных взглядов и беспокойства. Если у мамы есть страх к воде или глубине, доверить посещение занятий лучше другим родственникам. Улыбки, ободряющие слова и выражение радости – это то, что необходимо малышу!   

На первом занятии в аква-центре «Морские звездочки» тренер знакомится с родителями и малышом. Изучает его общее состояние и настроение путем разговора с родными и собственного наблюдения. В процессе занятия тренер проводит с ребенком оздоровительную гимнастику, водный массаж и упражнения, направленные на развитие навыков раннего плавания. Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждого ребенка, исходя из возраста, физического и нервно-психического состояния, а также степени адаптации ребенка. 

Как и в любой другой тренировке, в плавании с грудничками выделяют 3 части: 

  • подготовительная (занимает около15% от общего времени занятия);
  • основная (80%);
  • заключительная (5%).

Подготовительная часть включает постепенный ввод в воду, различные качания в воде, полоскания, проводки, восьмерки.

В основной части ребенком выполняются различные статические и динамические упражнения направленные на обучение плаванию, нырянию, общее развитие и оздоровление. Упражнения ребенком выполняются сначала в «вынужденном режиме», т.е. в руках и руками тренера, а после нескольких месяцев занятий ребенок начинает делать многое самостоятельно. Водные упражнения сочетаются с играми и развлечениями в воде.

Заключительная часть это игры, развлечения и упражнения, которые очень нравятся малышу, для того, чтобы сохранить положительное отношение к воде.

При регулярном посещении тренер начинает занятие с пройденного материала и постепенно усложняет упражнения от занятия к занятию. Важность систематических занятий продиктована короткой мышечной памятью и угасанию имеющихся рефлексов (в т.ч. задержки дыхания).

Прекращение тренировок в возрасте до 6 месяцев на 1-2 недели приводит к потере плавательных навыков и рефлекса задержки дыхания.

Одной из главной задачи тренера по грудничковому плаванию является привитие интереса и любви к физической активности и спорту. Грудничковый возраст сопровождается различными «неприятностями». Сначала колики, потом прорезывание зубов. Тренер внимательно и чутко относится к изменению настроения и признакам усталости. Главное - занятия должны нравиться малышу.

Общеизвестно, что основа физических и умственных возможностей человека закладываются в раннем младенчестве. Водная среда предоставляет уникальные возможности для этого развития. Грудничковое плавание рекомендуется всем здоровым деткам, и особенно деткам, имеющим следующие диагнозы:

  • гипер- и гипотонус мышц;
  • кривошея;
  •  легкие формы недоразвития опорно-двигательного аппарата;
  • гипотрофия или избыточный вес;
  • недоношенность;
  • рахит;
  • восстановительный период гипоксически - ишемического поражения ЦНС легкой и средней степеней тяжести (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, миатонический синдром, гипертензионный синдром);
  • перинатальная гипотрофия;
  • ДЦП и др.

Детки с вышеперечисленными диагнозами занимаются в аква-центре «Морские звездочки» по индивидуальному плану с учетом патологии.

Несмотря на то, что плавание очень полезно для развития ребенка, оно имеет и некоторые противопоказания.

Основные противопоказания к грудничковому плаванию.

  • простуда;
  • повышение температуры тела;
  • острые заболевания;
  • кожные заболевания, судорожный синдром;
  • расстройство кишечника;
  • пороки развития сердечно-сосудистой системы, легких, почек.

В России более 30 лет известен замечательный опыт раннего обучения детей плаванию. Исследования ученых установили, что дети, с рождения плававшие – сначала в ванне, потом в бассейне, намного раньше своих сверстников начинают ходить (на 2-3 месяца раньше средних норм), овладевают речью и осваивают сложные двигательные навыки, в дальнейшем быстрее учатся читать и писать, испытывают гораздо меньше проблем в общении со сверстниками. Следовательно, важно начать учить ребёнка плавать как можно скорее после рождения — он будет чувствовать себя в воде комфортно и естественно.

Грудничковое плавание помогает ребенку мягче адаптироваться от материнского лона к новым условиям существования. Новорожденные дети к удивлению родителей довольно хорошо могут держаться на воде и даже умеют нырять. Такие способности основаны на безусловных врожденных рефлексах. Начинать грудничковое плавание следует после разрешения педиатра, а также необходимо посетить невролога. Вода помогает двигаться, успокаивает и вызывает массу положительных эмоций у новорожденного, развивает умственную деятельность.

Главное значение раннего плавания заключается не только в ускоренном развитии моторных функций ребенка, но и в том, что с помощью регулярных занятий плаванием происходит закаливание малыша по отношению к отрицательным воздействиям внешней среды, резко поднимающее невосприимчивость его организма к специфическим для грудного возраста детским болезням.

Во время плавания нагрузка на позвоночник и суставы снижена, а вот мышцы задействованы практически все. Поэтому плавание способствует формированию правильной осанки, профилактике сколиоза и плоскостопия.

Навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в течение первых трех лет жизни ребенка.